Явное


ЯВНОЕ (араб, захир) — фундаментальное понятие арабо-мусульманской философии, употребляется в паре с понятием «скрытое» (батин). Модель «явное—скрытое» служит обще­теоретической парадигмой. Явное и скрытое могут быть различаемы в области и вербального, и реального. Для слова явным служит его звуковая или графическая оболочка, скрытым — смысл, для вещей явное представлено воспринимае­мыми качествами или событиями, скрытое — обосновываю­щими их «смыслами», сенсибельными или интеллигибельными, существующими в вещах (см. Смысл). Кроме того, в качeстве явного и скрытого могут рассматриваться и два смысла, напр, явный и скрытый смыслы текста. Для определения соотношения явного и скрытого принципиальную роль играет представление о том, что они составляют условие друг для друга и обосновывают друг друга, причем ни одно, ни другое не обладает исключительным статусом истинности. «Истиной» (хакйка) именуется такое соотношение явного и скрытого, когда одно правильно представляет другое. Поэтому ни явное, ни скрытое не должны пониматься как подлинность вещи одно в отрыве от другого, с чем связано отрицательное отношение в арабо-мусульманской мысли как к захиритам, отдававшим предпочтение явному и не допускавшим равноправности перехода к скрытому в толкованиях авторитетных текстов, так и к батынитам, считавшим, что скрытая сторона вербального или реального может рассматриваться как болee ценная в сравнении с явным.

Хотя явное может ассоциироваться и с внешним как находя­щимся на поверхности (так, могут различаться «явные» органы чувств в противоположность «скрытым» под кожным по-кровом), оно существенно отличается от внешнего как вне­положного (харидж, хариджийй) именно своей прямой свя­занностью со «скрытым». Соответственно и «скрытое» всегда предполагает явленность и этим отличается от «спрятанно-го» (хафийй) или «сокрытого» (гайб) как недоступного взору, или познанию, недостижимого.

В теории познания явленность связывается с очевидностью: яв­ное не нуждается в определениях, схватывается непосредственно и служит основой разъяснения прочего. Процесс познания понимается как «выявление» (изхар) тех смыслов, которые сто-ят за явным вещи (чувственное или интуитивное познание) либо содержатся в качестве неявного смысла в уже эксплицированном знании (рациональное познание, силлогистика). Явленность поэтому связывается с «выясненнстью» (байан) как самооче­видностью либо дискурсивной доказательностью.

Диалектика явного и скрытого как отношения первоначала к мирозданию развита в «Книге гемм» (Китаб ал-фусус), ав­тором которой считается ал-Фарабй: явленность понимается как эксплицированность всех следствий первоначала (т. е. гра­даций бытия), без чего первоначало не может быть самим со­бой, тогда как скрытость его состоит в неявленности его как такового, так что явленность и скрытость невозможны одно без другого и ведут одно к другому. Выявление скрытого по­этому понимается не только в эпистемологическом, но и в он­тологическом плане как «осуществление» (тахаккук) функции первоначала. В дальнейшем в суфизме «выявление» (зухур, изхар) начинают отличать от «проявления» (таджаллин; см. Проявление).

В исмаилизме, хотя и признается, что в любой вещи выделя­ются ее явное и скрытое, особое значение имеет рассмотре­ние явного и скрытого поклонений (поклонения знанием и действием), обусловливающих друг друга (см. Поклонение). Выявление скрытых структур мироздания по явным считает­ся составляющим особенность исмаилитской методологии познания (см. Знание).

У Ибн 'Арабй форма как явное вещи устойчиво противопос­тавляется ее смыслу как скрытому. Вместе с тем квалифика­ция той или иной стороны вещи и миропорядка в целом в качестве явной, а другой как скрытой у Ибн 'Арабй не фик­сирована. Если рассматривать отношение между вечностной и временной сторонами миропорядка по модели «основа-ветвь» (см. `Асл), то любая из них в зависимости от того, с какой начинается круг рассуждения, может быть принята в качестве «основы», а значит, и в качестве явного, ведущего к своему скрытому. Соответственно в любой вещи и явным, и скрытым могут равно выступать и «Истина», и «Творение».




 

Поиск по сайту