Ядриччха-Вада


ЯДРИЧЧХА-ВАДА (санскр. yadrcchavada — учение о слу­чайности) — обозначение «окказионалистских» учений Ин­дии, настаивавших на спонтанном, беспричинном появлении феноменов. Как и прямо противоположный, но своеобраз­ным образом дополняющий ее детерминизм (см. Нияти-вада), ядриччха-вада восходит к начальному периоду индий­ской философии, будучи отрицанием прежде всего «причинности» в человеческих действиях, а потому и вменяемости че­ловеку его поступков. Палийские тексты сообщают о брахма­нах и шраманах, учивших о том, что и индивид и мир возни­кают беспричинно, а также о паривраджаках, считавших, что состояния сознания приходят и уходят беспричинно (Диг-ха-никая I.29,180). В «Шветашватара-упанишаде» ядриччха-вада обозначается в списке «неортодоксальных» направлений (I.2), в текстах «Махабхараты» ассоциируется с учением о «соб­ственной природе» (см. Свабхава-вада) и о том, что причина человеческих действий — дело случая (XII.33).




 

Поиск по сайту