Язык


Язык — это система знаков (см. Знак), обладающих непос­редственно либо во взаимной связи друг с другом значения­ми (см. Значение), отличными от самих этих знаков. Язык есть система легко воспринимаемых знаков, способных иметь сложные значения. Это характеристическое свойство языка, благодаря которому язык способен быть: 1) средством выра­жения, 2) средством общения, 3) частью социальной органи­зации и культуры; 4) неявным «образом мира». Многообраз­ные аспекты языка, взятые по отдельности либо во взаим­ной связи, образуют предмет изучения различных наук: лин­гвистики, логики, философии, истории и теории культуры, семиотики, теории коммуникаций.

В качестве средства выражения язык обладает способностью фиксировать ощущетгия, восприятия, представления, понятия, суждения и рассуждения, осознаваемые и создаваемые чело­веком. При этом если ощущения, восприятия и представле­ния могут существовать как в языке, так и вне его (в виде чув­ственных образов), то понятия, суждения и рассуждения, бу­дучи инструментами и результатами сознания и познавательной деятельности, не существуют вне языка. Благодаря этой функции языка человек получает возможность объективиро­вать (представить в вещественной и чувственно воспринима­емой форме) происходящие в нем неявные процессы осозна­ния, восприятия, сознания и познания. В качестве средства общения язык обладает универсальнос­тью своих выразительных возможностей и общностью (ин­терсубъективностью) своих значений. Универсальность озна­чает, что в принципе в языке можно выразить любое ощуще­ние, восприятие, представление и понятие, построить (и далее анализировать) любое суждение и рассуждение, имею­щее значение. Общность (интерсубъективность) означает, что любое данное выражение языка имеет приблизительно оди­наковое значение для всех, кто понимает и использует этот язык.

Тот факт, что одни и те же выражения языка имеют прибли­зительно одинаковые значения, позволяет языку служить орудием общения между всеми использующими его людьми. Язык может служить средством общения между различными людьми посредством перевода с одного языка на другой. Пе­ревод есть установление того, что определенные конкретные последовательности символов в разных языках имеют оди­наковые значения.

Используя язык в качестве орудия общения, человек, осоз­нающий свое собственное Я, может общаться также с самим собой. Сознание в этом случае становится самосознанием, средством самоанализа и самоконтроля, реализации извест­ного с древних времен требования «познай самого себя», сред­ством саморазвития. Познание самого себя позволяет чело­веку лучше понять, как ведут себя другие люди (другие Я), определить свое место в мире.

Использование языка в качестве орудия общения обладает важным значением для человека, т. к. становление и разви­тие человека происходит в обществе, основанном на совмес­тной деятельности людей. Язык позволяет выразить и сде­лать одинаково понятными для всех правила участия в этой деятельности, ее промежуточные и конечные цели, служит универсальным средством хранения и передачи любой со­циально значимой информации. Благодаря этому язык ста­новится общественным явлением, частью человеческой куль­туры.

Как и любое общественное явление, язык подвержен изме­нениям во времени, образующим историю языка. В своей со­вокупности они составляют эволюцию языка, имеющую две характерные особенности. Одна из них состоит в том, что если язык является естественным (английским, русским, китайс­ким и т. д.), то его эволюция спонтанна и полностью отлич­на от изменении, происходящих по заранее обдуманному' пла­ну. Никто не может контролировать изменения, происходя­щие в естественном языке, их можно только осознавать, фиксировать, изучать и использовать. Вторая особенность эволюции естественного языка — крайне медленный темп происходящих в нем изменений. Все другие изменения в об­ществе происходят быстрее, поэтому их результаты даже на длинных интервалах времени могут быть зафиксированы прак­тически в одном и том же языке и стать понятными людям различных поколений и даже эпох.

Благодаря такой консервативности (медленности происходя­щих изменений) язык является частью не только существу­ющей культуры, но и культуры народа на протяжении всей его истории. Язык тем самым вносит огромный вклад в по­знание человеком своего прошлого бытия, делая тем самым возможным и прогноз относительно будущего. Еще одно фундаментальное свойство языка — наличие неявно задан­ной «картины мира», поддерживающей в качестве фундамента систему значений выражений языка. Поскольку она задана неявно, то о такой картине трудно судить с полной опреде­ленностью. Известно, однако, что она представляет мир в виде той или иной совокупности вещей, свойств и отноше­ний, несколько размытых, но тем не менее упорядоченные в пространстве и времени. Чем сложнее и разнообразнее эта «картина мира», тем больше выразительные возможности языка и тем сложнее сам язык, тем сильнее зависимость по­ведения и сознания человека от используемого им языка (эта зависимость может не осознаваться). Часто обсуждаемое раз­личие между языком человека и языком животных сводится не к вопросу о том, могут ли животные оперировать понятиями и суждениями (данные зоопсихологии свидетельствуют о том, что «высшие» животные могут это делать), но к воп­росу о том, какова «картина мира», лежащая в основе их языка. В языке животных «картина мира» близка к миру их непос­редственных восприятий, тогда как «картина мира» в языке человека простирается далеко за пределы чувственных обра­зов.

Язык тем сложнее, чем обширнее задаваемая им «картинa мира», существующая в неявной форме (из-за спонтанности возникновения и последующих изменений языка). В явном виде эта сложность проявляется, когда носитель языка пы­тается высказать нечто для себя новое, передать дополнительный оттенок мысли, учесть влияние контекста на содер­жание значения, а также в процессах перевода с одного язы­ка на другой. С неявностью «картины мира», присущей язы­ку, связаны все принципиальные трудности, возникающие при автоматическом (машинном) переводе. В искусственных языках «картина мира» (универсум) проце и задается в явном виде, поскольку он специально и целе­направленно строится человеком для решения тех или иных ограниченных задач. При этом построение искусственных языков предполагает использование естественного языка в том или ином виде. Примером может служить язык математики, представляющий собой фрагмент естественного языка, пополненный рядом специальных понятий, правил построения ма­тематических объектов и правил рассуждения (доказательств). Естественный язык, напротив, функционирует самостоятельно, независимо от искусственных языков. Однако в одном важном отношении естественный язык сильно зависит от технологических новаций, связанных с искусственными языками. Это происходит, когда естественный язык использует­ся в качестве средства общения в глобальных информацион­но-компьютерных сетях (напр., в Интернете). Влияние про­странственной разделенности на процесс общения в этом случае сводится до минимума, а число собеседников может расти неограниченно. Такая вовлеченность языка в социально-технологическил прогресс, не увеличивая темпы собственно языковых изменений, делает язык важным орудием в постоян­ном обновлении человеческой культуры.




 

Поиск по сайту