Язык науки


ЯЗЫК НАУКИ — сложное, внутренне дифференцирован­ное многослойное образование, строение и функционирование которого определяется задачами формирования, транс­ляции и развития научного знания. Язык науки — не просто форма, в которой выражается некоторое внешнее по отно­шению к ней содержание научного знания, а именно способ возникновения и бытия научного знания как определенной реальности. Возникновение и совершенствование науки как особого типа познания мира находит свое воплощение в ге­незисе и развитии языка науки.

Формирование науки и рационально-теоретического созна­ния связано с процессами семиозиса, в результате которых претерпевает глубокие изменения исходная семантика дона­учного языка. Последняя характеризуется синкретическим единством фиксации некоего «смыслового ядра» с функцией его применения в конкретных ситуациях. Рационально-теоретическое сознание реализует установку на расщепление это­го синкретического единства, на выделение в актах рефлексии над стихийным «естественным» языковым поведением этого «смыслового ядра» в явном, артикулируемом и созна­тельно контролируемом виде, что позволяет также рефлек­сивно контролировать функцию применения этого «смысло­вого ядра» (см. Экспликация). Если в обыденном словоупот­реблении мы специально не контролируем смысл употреб­ляемых слов, то научный подход связан именно с требованием рефлексивного контроля над таким употреблением. Как от­мечал Эйнштейн, «вся наука является не чем иным, как усо­вершенствованием повседневного мышления» (Эйнштейн А. Физика и реальность.— Собр. научных трудов, т. 4. М., 1967, с. 200). Такое усовершенствование можно интерпретировать прежде всего как специализированную деятельность но раз­работке смыслов применяемых терминов, в результате кото­рой возникают специфические «конструкты» языка науки. Деятельность по разработке смыслов применяемых в языке науки терминов определяет процесс теоретизации науки, воз­никновения все более сложных и внутренне дифференцированных концептуальных структур науки и в конечное счете научных теории (см. Теория). Формирующийся теоретический язык науки включает как многочисленные специфически на­учные термины, не имеющие прямого аналога в донаучном языке, так и термины, заимствованные из обыденного язы­ка, но получившие самостоятельный научный смысл. В обо­их случаях семантика теоретических «конструктов» языка на­уки определяется их связями в контексте соответствующей ко1щептуально-теоретической системы. Для того, чтобы быть выражением реального знания о данном в опыте мире, тео­ретический уровень должен иметь эмпирическую интерпре­тацию, т. е. должен быть связан с такими слоями языка на­уки, которые описывают непосредственно данные в опыте реалии. Т. о., язык науки как целое представляет собой иерархизированную многослойную структуру, уровни которой диф­ференцированы по вертикали, определяющей движение от эмпирии к абстрактным положениям теории. Между различ­ными подсистемами языка науки, расположенными на раз­личных слоях этой вертикали, осуществляется взаимодействие, своего рода диалог, возникают проблемы согласования и вза­имопонимания, которые, однако, не могут быть решены пу­тем однозначного перевода, «погружения» семантики одной подсистемы языка науки в другую (см. Оправдание теории, Фундаментализм в философии науки). Специфическое содержание языка науки может быть вы­ражено и знаковыми средствами обыденного естественного языка, и своей особой семиотикой, разрабатываемой уже толь­ко в рамках языка науки (язык науки в узком смысле слова). Эти выработанные в языке науки знаковые средства могут включать элемент наглядности, визуальной образности (раз­личные геометрические модели, схемы, графики и т. д.). На­глядность (образность) не противопоказана языку науки, однако в данном случае имеется в виду специфическая об­разность наглядной модели, фиксирующей особое научное содержание. Существенную роль в языке науки играют раз­личного рода математические языки (включая и язык мате­матической логики), обеспечивающие возможность не толь­ко точного выражения научной мысли, но и логического ана­лиза и обработки содержащейся в научном знании инфор­мации. См. также ст. Наука и лит. к этой статье.




 

Поиск по сайту