Эвола


ЭВОЛА (Evola) Юлиус (наст. имя — ДжулиоЧезаре) (19 мая 1898, Рим — 11 июня 1974, там же) — итальянский философ-эзотерик, поэт, художник, культуролог, политический деятель. В начале 1920-х гг. был близок к футуристам и дадаистам, дружил с Т. Тзара, выпустил несколько сборников стихов в духе авангарда, выставлял свои абстрактные полотна в Риме, Бер­лине и Париже. В то же время интересовался всякого рода мистическими учениями, особенно даосизмом, алхимической герметикой и тантрой. С 1925 — член редколлегии римского журнала «Atanor e Ignis» («Атанор и огонь»). В одной из пер­вых своих книг — «Человек как возможность» (1925) призы­вает к освоению восточных эзотерических доктрин в целях развития западной духовной культуры. В 1926 создает «Группу Ур», занимавшуюся «практической» эзотерикой; итогом эгого стал коллективный труд «Введение в магию как науку Ио" (Introduzione alla magia quale scienza dell Io, v. 1—3). Книга "Языческий империализм», (Imperialismo pagano, 1928, рус. пер. 1994), вызвавшая резкую критику со стороны католических кругов, подразумевает отказ от христианских духовных ценностей, гальванизацию проблематической «средиземномор­ской традиции» и воскрешение языческой духовности Рим-осой империи. Там же впервые звучат нарекания в адрес итальянского фашизма за его половинчатую позицию в от-н мнении католицизма и излишний, по мнению Эволы, демократизм, — нарекания, которые перейдут в прямую кри­тику в позднем сочинении «Фашизм. Опыт критического ана­лиза с точки зрения Правой» (Il fascismo. Saggio di una analisi critica dal punto di vista della Destra, 1964). В книгах «Бунт про­тив современного мира» («Rivolta contra il mondo moderno», 1934) и «Мистерия Грааля и гибеллиновская традиция Импе­рии» (1937) (частичный рус. пер. 1991) развивается одно из оcновных историософских положений Эволы относительно превосходства царской «традиции» над «традицией» жреческой, действия над созерцанием, из чего, в частности, следует, что история св. Грааля является в сущности «гиперборейской» и дохристианской. Несколько особняком среди довоенных трудов Эволы стоит переведенная на многие европейские язы­ки «Герметическая традиция» (1931), в которой вычитывается не постулируемое напрямую утверждение о том, что алхимия является прежде всего духовной наукой, разновидностью аске­зы, необязательно ведущей к реальной трансмутации метал­лов. С 1934 Эвола регулярно участвует в конференциях, про­исходивших в Берлине и Бремене по инициативе Г. Гиммлера, где знакомится с А. Розенбергом и М. Элиаде. Выступления на этих конференциях подытожены в его книге «Синтез ра­совой доктрины» (Sintesi della dotrina della razzo, 1941), где он предлагает собственный вариант деления человечества на расы, среди которых нет ни высших, ни низших, но лишь пре­обладают те или иные «тенденции»: «теллурическая» (славя­не и африканцы), одержимая влечением к смерти; дионисий-ская («Сагре diem» — «Лови мгновение»); лунарная (основ-ная тема — искупление) и «фаустианская, титаническая и ниц­шеанская». В том же 1941 он был принят Муссолини, который призывал его к сотрудничеству с фашистским правительством, на что Эвола ответил: «Но я же не фашист, дуче». Весной 1945 он был тяжело ранен во время налета союзной авиации на Вену, оказался надолго прикованным к постели и навсег­да отошел от политической деятельности. В 1950 был арес­тован по обвинению в сотрудничестве с фашистским сжи­мом, но после громкого процесса, состоявшегося в следующем году, оправдан и отпущен на свободу. В 1958 выходит «Метафизика пола» (Metafisica del sesso, рус. пер. 1996, на­правленная против современного порнобума; в ней доказы­вается, что сексуальность порождается не фрейдовским ли­бидо, а трансцендентными, надчеловеческими силами. Труд "Оседлать тигра» (Cavalcare la tigre, 1961), вдохновленный да­осской теорией и практикой, по-новому обыгрывает излюб­ленную тему Эволы о примате действия над созерцание? с что­бы сохранить свое духовное «я», человек должен идти навстре­чу опасностям, стремясь «оседлать тигра» как в самок себе, так и во внешнем мире. Литературным «завещанием» Эволы стала автобиографическая книга «Киноварный путь» (Il camino del cinabro, 1963), в названии которой содержится намек на даосскую технику достижения бессмертия.




 

Поиск по сайту