Эйдос


ЭЙДОС (греч. eidos, лат forma, этимологическая тождествен-ность русскому «вид») — термин древнегреческой философии. В дофилософском словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у досократиков — (внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1, 94 и Фукидида 2, 50) засвидетельствовано значение, близкое к «виду», как классификационной единице. У Демокрита (В 167 = № 288 Jly.) — одно из обозначений «атома», собственно «(геомет­рическая) форма», «фигура». У Платона (наряду с дофило-софскими значениями) — синоним термина «идея» (idea), трансцендентная умопостигаемая форма, существующая от­дельно от единичных вещей, которые к ней причастны, объект достоверного научного знания. Полемика Аристотеля против «отделимости» эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентно) формы», неотделимой от материального субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм) в логике и биологии Аристотеля эйдос — «вид» (species) как классификационная единица, подчиненная «роду». В среднем платонизме осуществляется синтез: платонические эйдосы-идеи становятся «мыслями бога», аристотелические эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением идеи в материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей иерархией ипостасей: идеи помещаются в уме (нусе), имма­нентные формы (которые Плотин вслед за стоиками называет также логосами) — в душе (психе). В феноменологии Гуссерля эйдосы — чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.




 

Поиск по сайту