Эйкен


ЭЙКЕН (Eucken) Рудольф (5 января 1846, Аурих — 16 сен­тября 1926, Иена) — немецкий философ, фихтеанец. Профес­сор философии в Базеле (с 1871), в Иене (с 1874). Лауреат Нобелевской премии по литературе (1908). Эйкен выступал в 1880-х гг. как глава философского движения за возрождение идеалистической метафизики и как противник господствую-щего позитивистско-натуралистического мировоззрения. Эйкен стремился создать — в традиции немецкого классического идеализма — концепцию метафизики духа, сочетая при этом фихтеанский активизм с религиозно-христианской позицией и некоторыми принципами, впоследствии вошедшими в философию жизни.

Исходный пункт философии Эйкена — утверждение автономности, вечности и единства духовного мира, его абсолютного смысла и ценности. Но, согласно Эйкену, этот высший мир духа, входящий в эмпирический мир души, может быть обнаружен лишь через нравственные усилия, нравственные дей­ствия, под которыми он понимает всю духовную деятельностъ и культуру вообще. Свое понимание духовного мира не только как психологического явления, но и как вечной ценности, которая должна стать высшей действительностью, Эйкен, в отличие от психологического, назвал ноологическим (от цеч. noos — разум, дух). Ноологический метод включает каждое эмпирическое проявление духовной жизни в «целое» духов-ной жизни и тем самым выясняет и освещает ее. Однако Эйкен не отрицает и психологический метод, но только как метод анализа реальной обусловленности духовной жизни, а не самого духа. Эйкен выступает с критикой мировоззрений, жиз-ценных систем (синтагм), которые он считает наиболее рac-пространенными: 1) натурализм, сводящий внутренний мир к внешнему; 2) интеллектуально-пантеистические синтагмы с их «бесконфликтным» отношением к миру. Он считает, что необходима новая, религиозная жизненная система — «лич­ностная система», в которой живым центром всех духовных явлений утверждается личностное существо, духовная жизнь здесь пронизана «субстанциальным» нравственным началом. Своеобразно развивая христианскую идею преображения кос­моса и идею богочеловечества (характерную и для русской религиозной философии), Эйкен формулирует задачу учас­тия человечества «в движении вселенной» и достижения "не­видимой гармонии мировой жизни...» (Эйкен Р. Смысл и цен-ность жизни. Харьков, 1911, с. 113) через «существенную со­гласованность» в духовном творчестве, «самообновление» и "самовозвышение». Однако, обращаясь к религии как к аб­солютной духовной жизни, Эйкен критикует ее историчес­кие формы, отрицательно относится к церкви. В начале 20 в. Эйкен получает широкую известность. В Германии организуется «Эйкеновский союз» (Eucken-Bund). С учением Эйкена знакомятся в Англии, Скандинавии, США, Японии, но популярность его связана скорее с проповедническим пафосом и борьбой против «обезличивающей культу­ры», чем с концепцией «метафизики духа».




 

Поиск по сайту