Валентин


ВАЛЕНТИН (Valentinus) (2 в.) — богослов, творец гно­стической системы. Возможно, уроженец Египта. В сер. 2 в. основал школу в Риме, в течение ряда лет существо­вавшую в рамках Римской церкви. Сам Валентин претен­довал на Римскую епископскую кафедру. Позднее порвал с Церковью и создал собственное религиозное объедине­ние, просуществовавшее по крайней мере до 4 в. Наиболее известные его последователи—Секунд, Птолемей, Герак-леон, Феодот, Марк. До сер. 20 в. учение Валентина было известно по изложениям историков церкви—Иринея Лион­ского, Тертумиана, Климента Александрийского, Ипполита Римского, Епифания Кипрского.

Среди обнаруженных в 1945 текстов Наг-Хаммади имеются сочинения, вышедшие из школы Валентина, а может быть и принадлежащие ему самому (Молитва апостола Павла, Апокриф Иакова, Евангелие истины, Послание к Регину, Трехчастный трактат, Евангелие от Филиппа, I Апокалип­сис Иакова, Валентинианское учение, Объяснение зна­ния). Сведения ересеологов не всегда согласуются с ориги­нальными валентинианскими текстами. Кроме того, часто невозможно отделить учение Валентина (к тому же, воз­можно, проделавшее определенную эволюцию) от учений валентинианской школы, разделившейся на западную, развивавшую монистические элементы его доктрины, и восточную, исповедовавшую дуалистические воззрения. Согласно Валентину, первоначало порождает Плерому, со­стоящую из тридцати эонов, образующих 15 пар-сизигий. Первые четыре пары образуют первородную Восьмерицу, из которой происходят все прочие зоны. Последний эон, София, желает познать непознаваемого Отца, что приво­дит к падению Божественного начала в мир. Целью теоко-смического процесса является воссоединение Божествен­ного начала в мире с Плеромой. Осуществляет ее Боже­ственный Спаситель (Христос). Валентиниане делили лю­дей на духовных (которым спасение гарантировано), душевных (чье спасение зависит от их поведения) и плот­ских (обреченных на погибель).




 

Поиск по сайту