Валла


ВАЛЛА (Valla). Лоренцо (ок. 1407, Рим -1 августа 1457, Рим) — итальянский гуманист эпохи Возрождения, фило­соф, филолог, историк. Происходил из семьи римского юриста, служившего в папской курии. Уже в юности в со­вершенстве овладел латинским языком, изучал греческий, с увлечением читал античных авторов, проявляя особый интерес к проблемам этики, филологии, риторики. В 1431—33 преподавал риторику в университете Павии. В эти годы закончил 2-ю редакцию этико-философского сочинения «Об истинном и ложном благе» (De veto falsoque bono), написанного в форме диалога (в 1-й редак­ции—«О наслаждении как истинном благе», «De voluptate ас de vero bono», 1431, рус. пер. 1989). В нем дискуссию о высшем благе ведут три собеседника —стоик, эпикуреец и христианин. Стоик говорит о враждебности природы человеку, наделившей его склонностью к порокам, а не к добродетели, эпикуреец—о возможности достичь блага, данного людям от природы и состоящего в наслаждении; христианин не согласен со стоиком и, как и эпикуреец, отождествляет высшее благо с наслаждением, но осуждает тягу человека к земным радостям. Однако апология по­следних в речи эпикурейца столь выразительна, что не оставляет сомнений в симпатиях Баллы: наслаждение по­лезно человеку, тогда как страдания пагубны, важна лишь разумная мера в стремлении к удовольствиям. В 1435—47 Балла служил секретарем у Альфонса Арагон­ского, правителя Неаполитанского королевства. В 1439— 40 им было написано философско-теологическое сочине­ние «О свободе воли» (De libero arbitrio, рус. пер. 1989), где он утверждал, что первородный грех не исказил волю человека/сохранившую способность самостоятельного вы­бора между добром и злом. В «Диалектических диспутах» (Dialecticae disputationes contra Aristotelikos, 1439, изд. 1499) он поставил под сомнение непререкаемый для схоластов авторитет Аристотеля в вопросах логики. К неаполитан­скому периоду относятся и остро антицерковные сочине­ния Баллы, создание которых стало возможным в обста­новке противоборства Альфонса Арагонского и папы Евгения IV. В диалоге «О монашеском обете» (1439—43, р пер. 1963) объявлялся противоестественным сам институт ; монашества с его аскетизмом и отречением от мирской : жизни. В «Рассуждении о подложности так называемой' Дарственной грамоты Константина» (De falso credita et emendita Constantini donatione Declamatio, 1440, изд. 1517, рус. пер. 1963) Балла, опираясь на свои познания в ис­тории, лингвистике, археологии, географии, нумизматике, доказал подложность документа, в течение многих веков служившего основанием для притязаний папства на свет­скую власть. «Рассуждение» стало образцом новаторской исторической критики текста. В Неаполе Балла работал над 3-й, расширенной редакцией диалога «Об истинном и ложном благе». В 1444 Балла был привлечен к инк­визиционному суду, от которого его спасло заступничество короля Альфонса Арагонского; он выступил с защитой своих взглядов в «Апологии против клеветников» (1444). При новом папе, Николае V, Балла в 1448 вернулся в Рим, став секретарем курии; в 1450 начал преподавать риторику в Римском университете. В теории ораторского искусства он отдавал предпочтение не Цицерону, как большинство гуманистов, а Квинтилиану. Балла продолжил в Риме ре­дактирование диалога «Об истинном и ложном благе», создав четвертый вариант этого сочинения, а также напи­сал 2-ю и 3-ю редакции «Диалектических диспутов». Глав­ным трудом последних лет стали «Примечания к Новому Завету», где различные кодексы греческого текста Нового Завета сопоставлялись с его латинским переводом —при­мер исторической критики текста. Напечатанные в 1505 «Примечания» способствовали формированию идей Ре­формации.




 

Поиск по сайту