Ван Би


BAH БИ (Ван Фусы) — [226, Шаньян (Цзяоцзоши совре­менной провинции Хэнань) —249] —китайский философ, один из родоначальников стань сюэ—синтезирующего конфуцианство и даосизм «учения о сокровенном», т. е. сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуля­ций—«чистых бесед» (цин тань). Был крупным сановни­ком в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220—264), Из­лагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: «Чжоу и люэ ли» («Основные принципы «Чжоуских перемен»»), «Чжоу и чжу» («Комментарий к «Чжоуским переменам»»,), «Лао-цзы чжу» (наиболее авторитетные и, возможно, древ­нейшие комментарии к «Дао дэ цзину») и др. Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и челове­ка с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников--конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н. э.—3 в. н. э.), Ван Бн выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на поня­тийный аппарат и концепции китайского буддизма и нео­конфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппо­зицию ти-юн в значении «телесная сущность (субстан­ция)—деятельное проявление (функция, акциденция)». Исходя из определений дао и тезиса «наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у)» («Дао дэ цзин», 40), Ван Би отождествил дао с «отсутствием/небытием», трак­туемым как «единая», «центральная», «предельная» и «гла­венствующая» «первосущность» (бэнь та), в которой, со­впадают друг с другом «телесная сущность» и ее «прояв­ление». Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковы­вая и дао, и «предопределение / судьбу» (мин) с помощью категории «принцип» (ли). «Принципы» он считал конс­титутивными компонентами «вещей» и противопоставлял «делам/событиям». Многообразие непредсказуемых явле­ний, по Ван Би, обусловлено противоположностью (фань, см. Гуа) между их «телесной сущностью» и чувственными свойствами, природной основой и устремлениями и ре­ализуется прежде всего во времени. Ван Би интерпретировал учение «Чжоу и» как теорию временных процессов и изменений, определив, что глав­ные элементы трактата (символические категории гуа) суть «времена». Однако зафиксированные в гуа общепроцессу­альные закономерности несводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказа­ний— «вычислений жребия». Это философское истолкова­ние учения «Чжоу и» было направлено против его манти-ческой интерпретации в предшествующей нумерологиче­ской (сяк шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И. В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка ка­тегории ли, а в учении буддийской Хуаянь школы — поло­жение о дихотомии ли — ши.




 

Поиск по сайту