Галеви Иегуда


ГАЛЕВИ Иегуда (ок. 1080, Толедо—ок. 1140, Палести­на?)—еврейский поэт и философ, раввинический бого­слов, врач. Главное сочинением написанные по-арабски, вскоре переведенные на иврит диалоги «Хазар: Книга дово­дов в защиту презираемой религии»—воображаемые бесе­ды хазарского хана Булана II, обратившегося в 740 в иуда­изм, с философом, христианином, мусульманином и рав­вином. Обогащая иудаизм аристотелизмом и неоплатониз­мом, Галеви утверждал превосходство Торы и предания над самомыслием. Между повелевающим Богом Авраама и без­различным богом философов пролегла бездна; одиноким искателям «трудно вообразить начало мира» вне традиции Откровения, непрерывной в избранном народе от дней Адама. Творец,непознаваем и неантропоморфен, его опе­ративные (от его действий), релятивные (от его отношения к человеку), негативные (апофатические) определения не достигают сути. Его поступки непредсказуемы, «он волит TOj. чтоаолит, тогда, когда волит». Вселенная—продукт этой воли и ее агентов, вторичных природных причин. Душа (по Аристотелю и Авиценне) есть «первое совер­шенство природного инструментального тела, имеющего жизнь в потенции», «субстанция, сущая в самой себе и не­сущая атрибуты ангельских и божественных сущностей». Откровения всегда исторически конкретно даны избранно? му народу. Заслоненный позднее Маймонидом, Галеви оставался почитаемым автором. Гердер назвал «Хазар» об­разцом для своих диалогов «О духе еврейской пбэзии». Соч.: Kitab al khazari," trad. H. Hirschfeld. L.-N. Y., 1905. Лит.: Druck D. Yehuda Hafcvy: His life and works. N. Y., 1941; Bertola E. II pensiefo ebraicol. Padova, 1972.




 

Поиск по сайту