Гален


ГАЛЕН (ГсЛлуос,) из Пергама (129—ок. 210) греческий ученый, врач и философ, в своих сочинениях давший синтетическое изложение всей античной медицины.
С 169 жил и работал в Риме при дворе императоров Марка Аврелия и Луция Вера. Сохранился значительный корпус текстов Галена, включающий работы по практической ме­дицине (диагностике, диететике, анатомии и др.), подроб­ные комментарии на книги Гиппократовского корпуса и труды по прикладной философии («О мнениях Гиппо­крата и Платона», комментарий на «Тимея», «О том, что лучший врач в то же» время ^-философ»; «О наилучшем учении»). Комментарии Галена на Гиппократа завершают богатую экзегетическую традицию, у истоков которой стоял Герофил Александрийский (ок. 300 до н. э.). Т. к. тексты этой традиции практически полностью утрачены (кроме одного небольшого комментария Аполлона из Ки­тая и толкового словаря Эроциана), Гален оказывается главным источником сведений о медицинских коммента­риях своих предшественников. Из трактата «О своих соб­ственных сочинениях» известно, что всего им было состав­лено 17 комментариев на Гиппократа (сохранилось 11). Гален получил хорошее гуманитарное образование, изучал грамматику, диалектику, философию, а также геометрию и арифметику. В Смирне слушал платоника Альбина, а ра­нее в Пергаме—некоего «ученика Гая», учился также у фи­лософа-перипатетика «ученика Аспасия»,—так сформиро­вался платонико-перипатетический каркас его философ­ских взглядов. Философией он интересовался постольку, поскольку эти знания могли быть ему полезны как врачу— и в центре его внимания оказывается логика и психология. Дискуссии между различными медицинскими эллинисти­ческими школами (эмпириками; методистами, рациона­листами) во многом были философскими по содержанию и касались таких вопросов, как природа знания и способы его достижения, соотношение теории и врачебной прак­тики, структура причинно-следственного объяснения. В трактате «О том, что лучший врач в то же время— философ» Гален говорит, что знание родов и видов бо­лезней связано с изучением логики, которой врачи обычно пренебрегают (vol. I, p. 54.6*-10 Kflhn). Мысль о пользе философии для врача высказана и в «Протрептике». О серьезности логических занятий Галена говорит сохра­нившееся «Введение в диалектику» (лат. bistitutio logica) (аутентичность его оспаривалась Прантлем), а также на­звания утерянных сочинений по логике, в т. ч. трактаты по теории силлогизма (De libris propriis, vol. 19, p. 43.9-45.10 Kuhn); 4-я фигура силлогизма, названная именем Галена, восходит к Теофрасту и Евдему. В целом в логике Гален следовал Аристотелю и Теофрасту, что было ха-рактернодля современных ему философов-платоников (ср. Алкиной, Апулей); стоическую логику он критиковал, хотя и принимал учение Посидония об аналогическом сил­логизме.

«О мнениях Гиппократа и Платона» (лат. еокр; De placitis), в 9 кн.—основное философское сочинение Гаяена, над которым он работал более 10 лет (между J62: и 176). Гален попытался показать согласие во взглядах Платона и Гип­пократа по ряду проблем, касающихся «физики» живого организма. В кн. I>-IV рассматриваются взгляды на при­роду сил, управляющих человеком иживыми существами, и обосновывается истинность взглядов Платона и Гиппо­крата, кн. V—К посвящены проблемам чувственного вос­приятия и методологии исследошшя; Трактат носит под­черкнуто полемический характер.» Гален принимает плато­новское деление души на вожделеющую, аффективную и разумную, и в этой связи постоянно критикует монисти­ческую психологию стоиков за отрицание неразумной ду­ши и понимание «страстей» (патосов) как ошибок сужде­ния. Стоики критикуются также за локализацию «ведущей способности» души, равно как и речевой и двигательной, в сердце,—по Галену, этот тезис не выдерживает критики, основанной на «анатомической очевидности», которая указывает на мозг, В качестве главного оппонента высту­пает Хрисипп, чей трактат «О душе» Гален часто цитирует, что является для нас важным источником знания о стои­ческой философской психологии; имя стоика Посидония Гален приводит с симпатией, ибо тот принял платониче­скую трехчастную модель души. Для Галена характерно сочетание монотеистических идей (отождествление бога с умом-ядши в духе среднего плато-«ваиа) с телеологическим принципом (особенно в «О на­значении частей человеческого тела»): на основании изу­чения строения организма Гален приходит к выводу, что «ум-нус все распределяет и упорядочивает» (vol. 3, Р- 469.11 Kiihn), «творец-демиург ведет все возникающее к наилуч­шему виду» (410, lb-12), «що всем наш творец имеет в виду единую цель совершенства всех частей, выбор наи­лучшего» (476.8—10); принимая за образец платоновского демиурга» Гален принимает также аристотелевский прин­цип «природа ничего не делает напрасно»: Он использует аристотелевское учение о причинах и вслед за средними платониками добавляет к четырем причинам пятую«-ин» струментальнук». В физиологии Гален вслед за Гиппократом был сторонни­ком гуморальной теории, согласно которой основными составляющими организма человека являются кровь, слизь, желтая и черная желчь, каждая из которых ассоции­руется с парой фундаментальных противоположностей (по Аристотелю): горячим, холодным, сухим и влажным. Болезнь определяется как «повреждение естественных функ­ций», она проистекает от избытка или недостатка четырех основных качеств—самих по себе или в сочетании. С именем Галена связано становление экспериментального метода в медицине (что в целом не было характерно для античного естествознания); эксперименты, вт. ч. по виви­секции живых животных, проводились им с целью опровер­жения стоических и аристотелевских представлений о фи­зиологии организма, в частности, в ходе таких опытов была опровергнута традиционная точка зрения, полагавшая нали­чие крови исключительно в венах, а в артериях—пневмы (ибо при вскрытии трупов артерии оказывались пустыми). Однако для объяснения процесса дыхания Гален полагал наличие некоей пневмы, которая может смешиваться с кровью и соответственно трем частям души разделяется на три вида. Ряд опытов Гален провел для доказательства того, что центр ощущений и источник двигательных импульсов сосредоточен не » сердце, а в головном и спинном мозге. Наряду с воздухо- и водолечением Гален придавал большое значение лекарственным препаратам (рецептам их посвящен отдельный трактат), составил также несколько описаний лечебных растений (травников), неоднократно переводившихся на латынь, арабский, сирийский и персидский языки. Понятие «галеновы препараты» существует в медицине до сих пор н означает препараты, полученные из растительного сырья нутам особой технологии (настойки, экстракты и др.). О многих утраченных сочинениях Галена известно только по арабским, сирийским и латинским переводам. В Средние века, как на Востоке, так и на Западе, Гален оставался непререкаемым авторитетом в медицине, «королем анато­мии», и представлял тот идеал, о котором говорил Гиппок­рат: «врач-философ подобен богу». Соч

Тэги:



 

Поиск по сайту