Галич


ГАЛИЧ (наст. фам. Говоров, в семинарии Никифоров) Александр Иванович (4 (15) июля 1783, Трубчевск Ор­ловской губ.—9 (21) сентября 1848, Царское Село]-рус-екий философ, психолог, эстетик. Сын дьячка. Окончив Севскую духовную семинарию (1803), направлен в Петер­бургскую учительскую семинарию (с 1804 Педагогический институт). В 1808 Отправлен для учебы в Германию, где увлекся философией Шеллинга. В 1813 защитил диссерта'- -цию на кафедре философии Педагогического института (тема неизвестна); в 1813—21 читал курс философии в Педагогическом институте и основанном на его базе Петербургском университете; С 1817 экстраординарный профес­сор. Одновременно (1814—15) преподавал русскую и ганскую словесность в Царскосельском лицее. В 1818-19 издал «Историю философских систем» в 2 т., составленную , на основании немецких руководств и включавшую pats, смотрение философии Шеллинга. Ко 2-й книге приложен «Опыт философского словаря» —один из первых русских филосОфских-еправочников. Изложению философии Ше линга посвящена также изданная в 1829 книга «Черты умозрительной философий..;» В 1821 отставлен от преподавания во время ревизии университета Д. П. Руничем, обвинен в «безбожии» и «революционных замыслах» за то, что в своей книге излагал учения философов, но не опро­вергал их. В 1825 отставлен от профессуры и в 1837 окончательно уволен. Служил переводчиком (с: 1838) и начальником архива Провиантского ведомства (с 1839). Подготовив две книги—«Философий истории человечества» и «Наука общих прав», рукописи которых сгорели во время пожара: Начал составлять «Лекеикон философских предметов», но успел довести его только до буквы «В» (в. 1,1845). Эстети­ку разрабатывал в русле романтизма, понимая ее как нау$ изящного («Опыт науки изящного», 1825). Прекрасное («изящное») рассматривал как единство истинного, доброго и приятного. Оно суть воплощение божественного начала и имеет цель в самом себе. Дал классификацию видо»? искусств и литературных жанров. В книге «Картина человека. Опыт наставительного чтения о предметах самопо­знания для всех образованных сословий» (1834) предложил самостоятельную антропологическую концепцию, в «ентре которой идея единства духовного и телесного, мышления.

Тэги:



 

Поиск по сайту