Гамильтон


ГАМИЛЬТОН (Hamilton) Уильям (8 марта 1788, Глаз­го-6 мая 1856, Эдинбург) — шотландский философ. Проп фессор гражданской истории Эдинбургского университета (с 1821)- в 1836 занял кафедру логики и метафизики. Га­мильтон сочетал принципы философий здравого смысла Шотландской школы с кантианством. Обосновывал веру в «непознаваемого Бога» как внутреннее требование мора­ли. Автор обширных комментариев к собранию сочинений Т. Рида. Им написаны журнальные статьи, опубликован­ные затем в сборнике «Дискуссии о философии, датдетут ре, образовании и университетской реформе» (Discussions on Philosophy/ and Literature, Education and University Reform, ,1852). Свою философскуюс концепцию называл «естественным реализмом». В статье «философия восприя­тия» отстаивал идею непосредственности восприятия энешних объектов (не-Я) непосредственной данности души (Я) в самрпознании. В то же время Гамильтон дока­зывал, чтолюбое познание имеет относительный характер, т. к, нам даны лишь феномены, а также потому, что в про­цессе познания устанавливается отношение познающего и познаваемого, и мышление накладывает на объект ап­риорные концептуальные ограничения. К традиционному для британского эмпиризма делению на первичные и дтрг ричные качества он добавил т.н. вторично-первичные (субъективно-объективные) качества, возникающие в ре­зультате отношения одних тел к другим. В статье «Филосо­фия безусловного» подверг критике взгляды В. кузена, от­стаивавшего возможность рационального постижения бес­конечного и абсолютного. Согласно Гамильтону, мышле­ние носит исключительно обусловленный, характер. Этот подход получил развитие в богословских работах его учет ника Г. Л. Мэнселя. В своей логической концепции Гами­льтон первым выдвинул идею квантификации предиката суждения, однако не понял значения этого открытия для коренного преобразования логики» Философия Гамильто­на потеряла влияние после критики ее с позитивистских позиций Дж. С. Миллем.

Тэги: ,



 

Поиск по сайту