Гангеша


ГАНГЕША (санскр. Gangesa) (ок. последней четверти 12—13 в.) —основатель индийской логической школы в-вья-яьяя. Известен так же, как Гангешвара Упадхьяя (ро­довое имя). Родился в брахманской семье в деревне Кари-рн недалеко от Дарбхащи,—столицы провинции Тиртхут, в Митхиле. В его полулегендарной биографии сообщается, что в юности он был неграмотным, но богиня .Кали наде­лила его глубокими познаниями в области логики. Его сын Вардхаманопадьяя также стал выдающимся логиком, а Митхила в течение 250 лет после смерти Гангеши остава­лась центром навья-ньда. Главное сочинение—г «Таттва-чинтамани» («Исдолнякнций желания драгоценный х& мень категорий»), некоторые исследователи приписывают емутакжесочинение «Лакщана.^манджари»:(«Бутон цветка определений»), но вполне вероятно, что оно является частью первой работы.

В «Тат-гва-чинтаманн» представлены эпистемология и ло­гика шкоды навьчгньяи. Работа состоит из четырех частей, каждая из которых, посвящена рассмотрению одного из признаваемых в школах ;ньяи источников, достоверного знания: 1) восприятия, 2) вьгеода, 3) сравнения и 4) слот весного свидетельства, авторитета. В первой части даются определения достоверного идедостоверного знания,, рас­сматриваются два вида чувственного знания (обычное, по­лучаемое посредством органов чувств — шестивидное, и необычное, получаемое, сверхчувственным образом-it трехвидвре: восприятие общего, опосредованное восприя­тие и восприятий через медитацию). Здесь же разъясняется Механизм получения различных видов чувственного зна­ния и учение об атомарном строении сознания, участвуют щегр в производстве, знания. Во второй части речь .идет оразличиях чувственного и вывода огр знания к критиче­ски анализируя; пять определений неразрывной связи между средним и большим терминами силлогизма, а также «тигровое», и «львиное», а затем еще двенадцать определе­ний той же связи, которые давались предшественниками навья-ньяи.,,Гангеша, показывает ошибочность их всех и взамен предлагает свое, соответствующее разработанной им новаторской! концепции вывода. Кроме. того, в этой части рассматривается структура вдаода, его разновид­ности и логические ощибки. Логическую часть «Таттваг чинтамани» отличают более строгие, чем у предшествен­ников, определения логических терминов и убежденность в том, что логику можно использовать для доказательства бытия Бога. В третьей части доказывается, что сравнение не похож! на выведение; в четвертой—рассматривается язык как носитель Достоверной информации, роль опреде­лений в процессе познания, различные способы представ­ления информации через структуру слов и обосновывается отличие словесного свидетельства от сравнения и вывода.




 

Поиск по сайту