Аббаньяно


АББАНЬЯНО (Abbagnano) Никола (15 июля 1901, Салерно —1990» Милан) — итальянский философ, основополож­ник - «позитивного» экзистенциализма. Изучал философию в университете Неаполя. С 1936 преподавал философию в университете Турина; Согласно Аббаньяно, в центре экзистенциальной философии — экзистенциальный акт как проблематическая неопределенность. Проблема стави­тся человеком самому себе относительно самого себя, а ис­тинная самость человека формируется трансцендентальной возможностью (в движении от возможности к возмож­ности этой возможности). Аббаньяно в равной мере высту­пает против радикального скептицизма (отрицающего постижение реальности), радикального догматизма (ото­ждествляющего категории философского исследования с категориями реальности) и «негативного экзистенциали­зма» (Хайдеггер, Ясперс, Сартр), в котором понятие воз­можного превращается в понятие невозможного или не­обходимого. Он также отвергает одностороннюю направ­ленность; теологического ил» онтологического экзистен­циализма, согласно которому человеческие возможности являются реализованными возможностями (поскольку да­руются человеку самим бытием, Богом или высшей ценностью). Категория возможности — основная категория «позитивного экзистенциализма» Аббаньяно. Она не совмес­тима с категорией необходимости во всех ее формах и ви­дах (потенциальности или виртуальности, случайности, закономерности и др.). В то же время Аббаньяно считает категорию возможности категорией конечной и конечного (возможное может не быть), а потому конкретной, опреде­ленной, индивидуальной, а не универсальной, абсолютной и бесконечной. Он связывает «позитивную философию» с природой человека в его конкретном существовании: человек сам делает свой выбор, принимает решение и не­сет за него ответственность. Согласно Аббаньяно, филосо­фия—сугубо яичное дело каждого человека, а философст­вование — самое тайное и интимное его экзистенции. Уни­версальность философии — не в абстрактности, а в пони­мании и человеческой солидарности. Философ—не глашатай Абсолюта, или Бесконечного, а мыслящий чело­век, ведущий диалог с другими людьми о путях и перепу­тьях, человеческих судеб и судеб всего человечества. Аб­баньяно принадлежат работы по истории философии и науки, социологии и эстетике.

Тэги:



 

Поиск по сайту