Дай Чжэнь


ДАЙ ЧЖЭНЬ (Дай Дунъюань, Дай Шэньсю) (19 января 1723, Сюнин провинции Аньхой —1 июля 1777, Пекин)— китайский философ-неоконфуцианец, лидер одного (Вань пай) из двух главных направлений «ханьского учения» (хань сюэ, пу сюэ), ученый (математик, астроном, линг-

вист, историк и географ). Происходил из семьи мелкого торговца. С 1773 участвовал в составлении свода клас­сической литературы «Сы ку цюань шу» («Полное соб­рание всех книг по четырем разделам»). В 1775 за научные заслуги получил высшую ученую степень—цзиньши и зва­ние академика академии Ханьлинь. Развивал методологию «[филологически] доказательного исследования» (као цзюй), основывая экспликацию идей на анализе выражаю­щих их терминов. Собственные взгляды Дай Чжэнь из­лагал в текстологических комментариях к конфуцианской классике, противопоставляя их предшествовавшим ком­ментариям, искаженным, по его мнению, даосско-буддий-скими влияниями. Главные философские сочинения Дай Чжэня—«Мэн-цзы цзы и шу чжэн» («Значения слов «Мэн-цзы» в комментариях и свидетельствах») и «Юань шань» («Обращение к началу добра»). Основная тенденция теоретических построений Дай Чжэ­ня — стремление к гармонизации самых общих понятийных оппозиций как отражению универсальной и гармоничной целостности мира. Основополагающее для неоконфуциан­ства противопоставление «надформенного» дао «подфор-менным» «орудиям» он истолковывал как временное, а не субстанциальное различие состояний единой «пневмы» (ци): с одной стороны, беспрестанно изменяющейся, «по­рождающей порождения» (шэн шэн) по законам сил инь ян и «пяти элементов» (у син) и, с другой—уже оформившейся в множества конкретных устойчивых вещей. Дай Чжэнь обосновывал включение «пяти элементов» в понятие дао. «Индивидуальная природа» каждой вещи, по Дай Чжэню, «естественна» и определяется «добром» (шань), которое порождается «гуманностью», упорядочивается «благопри­стойностью» и стабилизируется «должной справедливо­стью». Космологически «добро» проявляется в виде дао, «благодати» («добродетели»—дэ) и «принципов» (ли), а ан­тропологически—в виде «предопределения» (мин), «инди­видуальной природы» и «способностей» (цай). Выступая против канонизированного неоконфуцианством периода правления династии Сун (960—1279) противопоставления «принципов» «чувствам» и «желаниям», Дай Чжэнь утверж­дал их неразделимость. «Принцип»—то неизменное, что специфично для «индивидуальной природы» каждого чело­века и каждой вещи, высший предмет познания. В отличие от предшествующих неоконфуцианцев он считал, что «при­нципы» в явном виде не присутствуют в человеческой психике—«сердце» (синь), а выявляются с помощью глу­бинного анализа. Способности людей к познанию, по Дай Чжэню, различаются подобно огням с разной интенсивно­стью свечения; эти различия отчасти компенсируются обучением. Дай Чжэнь обосновывал приоритет эмпирико-аналитического подхода как в познании, так и в практике. Его труды, малопопулярные в свое время, вызвали интерес в 20 в., оказавшись созвучными сциентистским умопостро­ениям значительной части китайской интеллигенции. Соч.: Мэн-цзы цзы и шу чжэн (Значения слов «Мэн-цзы» в ком­ментариях и свидетельствах). Пекин, 1956; Юань шань (Обращение к началу добра). Пекин, 1956.




 

Поиск по сайту