Даммит


ДАММИТ (Dummett) Майкл Энтони Эрдли (род. 17 ию­ня 1925, Лондон) — британский аналитический философ и логик. Учился в Оксфорде, с 1950 по 1979 преподавал в. Бирмингемском и Оксфордском университетах. С 1979 занимает должность профессора логики в Оксфорде. Наибольшее влияние на формирование взглядов Даммита оказали философские идеи Фреге и позднего Витгенштей­на, интуционистская философия математики и неопраг­матизм Кузина. Главная область исследований Даммита — философия языка, которой он приписывает роль интег­рирующего центра в философии. Философия языка лежит в основе метафизики: только изучив язык, мы можем познать мир и только через анализ языка мы можем ана­лизировать мышление. По мнению Даммита, первым осо­знал ключевую роль философии языка Фреге, поэтому аналитическую философию следует кратко определять как «постфрегевскую». В двух крупных работах — «Фреге» (Frege, 1973) и «Интерпретация философии Фреге» (The Interpretation of Frege's Philosophy, 1981)—Даммит крити­чески перерабатывает теорию значения Фреге. Вслед за Витгенштейном он подчеркивает, что язык служит не только для выражения мысли, язык—это прежде всего социальное явление и его главная функция —коммуника­тивная. Центральную задачу философии языка Даммит видит в создании систематической теории значения. В принципах этой теории в явном виде формулируется имеющееся у нас имплицитное и обнаруживающееся в практике знание используемого нами языка. Такая тео­рия должна быть теорией о том, что значит понимать язык, и в этом смысле она должна быть «полнокровной», т. е. она не должна опираться ни на какие допущения о том, что говорящий уже понимает некоторые языковые выра­жения. Вместе с тем Даммит не принимает и холистской трактовки понимания: он не согласен с тем, что понима­ние отдельного положения предполагает понимание языка в целом, хотя и готов признать, что понимание любого положения зависит не только от понимания слов, из кото­рых это предложение составлено, но и от понимания до­вольно значительного фрагмента языка. Систематическая теория значения должна основываться на атомарной (ис­ходная единица —отдельное слово) или молекулярной (ис­ходная единица —отдельное предложение) модели языка. Однако Даммит отвергает ту точку зрения, что понимать предложение — это знать условие его истинности. Мы час­то понимаем предложения, не будучи способными устано­вить условия их истинности. Более того, в языке имеется огромное количество предложений, условия истинности которых никогда не будут нам известны, поскольку они недосягаемы для наших познавательных способностей (напр., утверждения о прошлом и будущем, контрфактиче­ские высказывания, универсальные обобщения и т. д.). Единственное решение этой проблемы Даммит видит втом, чтобы отказаться от принципа двузначности, соглас­но которому каждое предложение является или истинным, или ложным совершенно независимо от нашего знания о мире. В этом решении сказывается влияние интуици­онистской философии математики, которая составляет важную тему в исследованиях Даммита. Позиция интуици-онистов привлекательна для него прежде всего тем, что за их неприятием принципа двузначности стоит стремление сохранить математику как последовательное систематиче­ское исследование. Исходя из того, что если высказывание истинно, то всегда есть нечто, багодаря чему оно истинно («принцип С»), Даммит предлагает определять как истин­ные или ложные только «эффективно разрешимые» выска­зывания, т. е. высказывания, которые мы можем верифи­цировать. Верифицируемость высказывания означает, что у нас есть возможность за конечное время оказаться в си­туации, когда это высказывание оправданно утверждать или отрицать. Понятие «утверждаемое» становится цент­ральным в верификационистской семантике Даммита, где верификация включает довольно широкий спектр проце­дур—от указания на некоторый чувственный опыт до математического доказательства. В дальнейшем он попы­тался построить фальсификационистскую семантику. На основе этих семантических идей Даммит формулирует свой аргумент против реализма. Его главный тезис в воп­росе о реализме состоит в том, что разногласие между реалистами и их противниками касается не класса сущно­стей (физических объектов, ментальных событий, матема­тических объектов и т. д.), а класса утверждений об этих сущностях. Реалисты, принимая принцип двузначности, полагают, что утверждения рассматриваемого класса об­ладают объективным истинностным значением независи­мо от нашего знания о мире. Свою позицию Даммит квалифицирует как «антиреализм».

Тэги: ,



 

Поиск по сайту