Данилевский


ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (28 ноября (10 декабря) 1822, с. Оберец Ливенского у. Орловской губ.—7 (19) ноября 1885, Тифлис) —русский философ, публицист, естествоиспытатель; создатель теории культур­но-исторических типов, предвосхитившей теории локаль­ных цивилизаций О. Шпенглера и А. Тойнби. В 1837—42 обучался в Царскосельском лицее, в 1843—47 на физико-математическом факультете Петербургского университета. В 1848 арестован по делу Петрашевского, сослан в административную ссылку в Вологду. В 1853 включен советом Русского географического общества в со­став экспедиции для исследования состояния рыболовства на Волге и в Каспийском море. Всего Данилевский участ­вовал в работе десяти научно-практических экспедиций. В последний период служебной деятельности имел чин тайного советника и являлся членом совета министра го­сударственных имуществ.

Интеллектуальная деятельность Данилевского многогран­на—он автор публицистических статей, а также исследо­вательских работ по ботанике, зоологии, этнографии, эко­номике и статистике. Наиболее крупные труды — «Россия и Европа» (1870) и «Дарвинизм». Последняя книга, остав­шаяся незавершенной, посвящена критике учения Ч. Дар-

вина на основе материала биологии и аргументации фило-софско-телеологаческого характера. В книге «Россия и Европа» излагается учение о взаимоот­ношениях славянского и германо-романского миров, опи­равшееся на философско-историческую доктрину, полу­чившую в научной литературе наименование «теории куль­турно-исторических типов», предпосылками и источника­ми которой были: отказ от западнической ориентации в области социальной философии, интерес к славяно­фильству и одновременно указание на недостаточность его научно-теоретической базы, органицистский натурализм как отождествление социального и органического образо­ваний, а также специфическая теория природы (признание определяющими в организме — мире индивидуальных за­конов отдельных организмов, а не общего эволюционного закона).

Вопреки широко распространенному представлению об истории как об эволюционно-стадиальном движении еди­ного человечества, Данилевский изобразил историю в виде совокупности «биографий» отдельных культурно-истори­ческих типов (цивилизаций), каждый из которых состоит из идеальной формы и органической материи, а в качестве специфической основы выступают самобытные начала, проявляющиеся в сфере народности и не передающиеся другим типам. Поскольку культурно-исторический тип— органическое образование, его эволюция заключается в прохождении фаз жизненного цикла от рождения до «старости» и смерти. Одновременно осуществляется и культурная эволюция в направлении от первоначального этнического состояния к государственному и цивилизо­ванному. Всего в истории он насчитывал 13 культурно-исторических типов, всесторонне проанализировав только германо-романский и славянский. Историческую миссию России видел в содействии развитию славянского культур­но-исторического типа.




 

Поиск по сайту