Данте Алигьери


ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ (Dante Alighieri) (между 18 мая и 17 июня 1265, Флоренция—13/14 сентября 1321, Равен­на)—итальянский поэт и философ. Учился во франци­сканской (Санта Кроче) и доминиканской (Санта Мария Новелла) соборных школах Флоренции. Дворянин, запи­сался в цех врачей, чтобы получить в гвельфской Флорен­ции политические права. При Кампальдино (1289) бился против гибеллинов Ареццо. С 1 июня до 15 августа 1300 приор флорентийской Коммуны, в 1301 посол к Бонифа­цию VIII. Как противник мирской власти церкви после победы черных гвельфов изгнан из Флоренции с конфи­скацией имущества. Эмигрант в Болонье, Падуе, Сарцане, Вероне, Равенне; между 1306 и 1309, согласно Боккаччо, посетил Париж. За одобрение итальянского похода Ген­риха VII (1309—13) снова заочно осужден во Флоренции; в 1316 не принял условий амнистии. В «Новой жизни» (Vita nuova, ок. 1292) поэтико-философ-ское мирочувствие, сложившееся в южно-французской, сицилийской, тосканской поэтических школах, вырастает у Данте до цельного мироотношения. В неоконченном латинском трактате «О народной речи» (De vulgari eloquentia, ок. 1305) от наброска философии языка Данте переходит к апологии родного слова. Также неоконченный «Пир» (Convivio, между 1304 и 1307; 4 книги вместо заду­манных 15) описывает преодоление жизненного кризиса на путях любящей мудрости и суммирует изучение Аристоте­ля, Аверроэса (Ибн Рушда), Фомы Аквинского; метафизи­ка света Платона, «Ареопагитик», Роберта Гроссетеста со­четается здесь с мистической этикой пифагорейцев, Авгу­стина, Бернара Клервоского. В «Монархии» (De monarchia, ок. 1312) объединение Италии связывается с необходимым единством человечества. Церковь должна признать автоно­мию гражданского правления и оставить власть, силу и бо­гатство, положившись только на духовный авторитет. В «Божественной комедии» (La divina commedia, между 1307 и 1321) Данте говорит от имени мира и эпохи, он хочет «вывести живущих в этой жизни из состояния убожества и привести их к состоянию блаженства» (Письма XIII 15, 39). Тупики личной судьбы, лабиринты мира, философские искания, уроки католической веры по мере восхождения от Ада к Раю растворяются в элементарном сиянии любви, «движущей Солнце и другие светила». Философия для Данте, как для Аристотеля и Фомы Аквин­ского, это прежде всего этика (политика), переходящая через любовь в онтологию, цель науки—достижимое счастье деятельного самоосуществления через развертыва­ние добродетелей мужества, благоразумия, справедливо­сти; мудрости наперекор фортуне. «Небесное» счастье не во власти человека и дается как благодать, однако подгота­вливается добродетельной практикой веры, надежды, люб­ви. Познание природы и мира дается причастностью ума к любви, всеобщему двигателю. В историософии Данте мир с эпохи ассирийской и египетской империй охвачен порывом к единству. Успех мировой римской державы при Августе был увенчан вочеловечением Сына Божия. Буду­щее единение приведет к расцвету человечества, которое, избавившись от тысяч тиранов, вытряхнув зло как пыль из ковра, умерит внешнюю активность и развернет под води­тельством философа-монарха потенции интеллекта; Земля станет садом.

В дантовский синтез входят греко-античный идеал гармо­ничной полноты человека, римско-античная граждан­ственность и задушевность христианства; эти начала «при­виваются» (Пир IV 22, 12) к народной почве романской поэзии. В художественной весомости и историческом зву­чании дантовского слова утверждается решающее для по­следующей истории необратимое отношение к природе и миру. Петрарка и Боккаччо развивали заявленную Данте тему судьбоносной поэтической правды. В 15 в. Данте стал чтимым патроном флорентийской Платоновской акаде­мии. Легко прослеживается воздействие поэтической фи­лософии Данте на художественную мысль Боттичелли, Ра­фаэля, Микеланджело, Леонардо да Винчи. Романтизм опирался на Данте, сближая философию и поэзию (Шел­линг). Гегель ценил у Данте веру в познаваемость истины («Энциклопедия философских наук», § 440). Данте был идолом политической философии Рисорджименто (Маццини).

Тэги: ,



 

Поиск по сайту