Дао дэ Цзин


«ДАО ДЭ ЦЗИН» («Канон дао и дэ») — памятник древ­некитайской мысли, авторство которого традицией припи­сывается патриарху философствующих в даосском стиле — Лао-цзы. «Дао дэ цзин» —один из немногих бесспорно аутентичных памятников древнекитайской мысли, что по­дтверждено археологическими находками в районе Маван-дуй (провинция Хунань). Обнаруженные здесь в 1973 две версии текста памятника, записанные на шелку, датируют­ся соответственно рубежом 3—2 в. до н. э. и 194—180 до н. э. «Дао дэ цзин» —самое известное в мире произведение традиционной китайской культуры. Для западного созна­ния содержание «Дао дэ цзина» особенно актуализирова­лось в 1960-е гг., когда он был прочитан как универсаль­ный манифест «антисистемных» (анархических) настро­ений, призывающий к решительному разрыву с навязыва­емой индивиду «репрессивной» культурой. При этом то, что под «культурой» (вэнь) подразумевалась конфуциан­ская мораль и ее адекватное символическое представле­ние—нормативный ритуал (ли-благопристойность), оказа­лось не столь важным. Антиконфуцианский пафос даосов экстраполировался на все общественные условности, а в призывах возвратиться к простым и естественным отношениям условной деревенской идиллии («Дао дэ цзин», 80) легко опознавался китайский вариант руссоизма и вытекающих из него романтических устремлений, ре­ализовавшихся в движении хиппи, массовом «паломниче­стве» в страны Востока, увлечении психоделиками и т. д. «Утопическая» тема действительно присуща «Дао дэ цзи-ну», что, вероятно, делало его и в самом Китае на протяже­нии веков исключительно привлекательным как для раз­личного рода социальных реформаторов и мятежников, так и для склонных к затворничеству и интроспекции поэтов, художников и философов. В нем находили глубо­кое содержание натурфилософы и алхимики, а фигура его «титульного» автора, Лао-цзы, приобрела необычайную популярность в т. н. «народной религии» Китая в качестве едва ли не основного объекта поклонения.




 

Поиск по сайту