Евагрий Понтийский


ЕВАГРИЙ ПОНТИЙСКИЙ (345 Ивора Понт — 399, Келлии, Египет) — греческий христианс­кий богослов, мистик, один из крупнейших учителей аскезы. Был близок Василию Великому, который рукоположил его в чтеца в Каппадокии, и Григорию Богослову (рукоположен им в архидиаконы в Константинополе). В 382 переселился в Иерусалим, с 383 вел жизнь монаха в Египте — сначала в Нитрии, затем в Келлиях, где общался с Макарием Египетс-ким и Макарием Александрийским. Непосредственным учеником Евагрия был Палладий Еленопольский, автор извест-ного сборника монашеских жизнеописаний «Лавсаик». В своих многочисленных трудах, дошедших до нас частью в греческом оригинале, частью в сирийском и армянском пере-водах (важнейшие сочинения — «Послание о вере», «Слово о духовном делании, или Практик», «Гностик», «Гностические главы», «Зеркало иноков и инокинь», «Слово о молитве», «Опровергатель» и др.), Евагрий осуществил оригинальный синтез мистического опыта аскетов-пустынников и фило­софского умозрения.

Находясь под определяющим влиянием Оригена, Евагрий развил своеобразную систему христианского гносиса. Со­гласно этой системе, все существа были первоначально чис­тыми умами, находившимися в единстве с Бо­гом и между собой. Затем они отпали от Бога, став душами, отличающимися друг от друга по степени удаленности от Бога. Бог совершает второй акт творения, дав каждой душе тело, поместив души в соответствии с состоянием каждой из них в один из трех миров — ангельский, человеческий и бе­совский и дав им возможность совершенствоваться. При этом Христос понимается как единственный Ум, сохранив­ший единство с Богом. Цель каждой твари — пройти путь ду­ховной эволюции и воссоединиться в первоначальном един­стве со Христом, став равной с ним (апокатастасис). Систематизируя духовный опыт монашества, Евагрий разделил духовную жизнь на два этапа — практическую и гностическую. «Практическая» жизнь включает очищение души от страстей и помыслов, которых Евагрий насчитывает 8: чревоугодие, блуд, сребролюбие, печаль, гнев, уныние, тщеславие, гордость, — и достижение в результате бесстрастного со­стояния. «Гностическая» жизнь предусматривает переход от созерцания духовных сущностей к Богопознанию, конечной целью которого является озарение ума безобразным светом Троицы и обожение. Учение Евагрия было осуждено как еретическое одновре­менно с учением Оригена 5-м Вселенским собором в 553. Несмотря на это, труды Евагрия (частично распространяв­шиеся под другими именами) имели огромное влияние на последующую мистико-аскетическую традицию (гречес­кие отцы аскезы Максим Исповедник, Иоанн Лествичник, Симеон Новый Богослов, Фалассий, один из главных теоретиков монашеской жизни на латинском Западе Иоанн Касси-ан, сирийский оригенист Стефан бар Судаили, сирийские «несторианские» богословы Бабай, Исаак Ниневийский, Иосиф Хаззайа, крупнейший сирийский «монофизитский» богослов бар Эбрей и др.).




 

Поиск по сайту