Евгеника


ЕВГЕНИКА — совокупность социальных и политических мероприятий, направленных на улучшение наследственных характеристик человеческих популяций. Термин «евгеника» предложил в 1383 Френсис Гальтон. Со­гласно ему, евгеника — это наука, которая призвана разраба­тывать методы социального контроля, которые «могут ис­править или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные» (Galton F. Inquiries Into the Human Faculty. L., 1883, p. 44). В 1-й пол. 20 в. идеи евгеники породили влиятельное науч­ное и политическое движение. Многие видные биологи, сто­ронники евгеники, выступали в роли консультантов при пра­вительствах различных стран по вопросам эмиграции, аборта, стерилизации, психиатрической помощи, образования и т. д. По мнению сторонников евгеники, в современном обществе за счет развития медицины, социальной поддержки инвали­дов и улучшения качества жизни действие естественного от­бора ослабло, в результате чего возникла опасность расового вырождения. «Субнормальные» индивиды участвуют в раз­множении, засоряя генофонд нации «недоброкачественны­ми генами». Евгенические методы направлены на то, чтобы остановить генетическое вырождение населения.

Различают негативную и позитивную евгенику. Негативная евгеника предполагает лишение неполноценных граждан возможности продолжения рода и передачи по наследству «субнормальных» генов. Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества (напр., финансовые) для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных. Исторически в качестве основного объекта нега­тивной евгеники рассматривались алкоголики, психиатричес­кие больные, наркоманы, больные сифилисом, уголовные преступники, «половые извращенцы» и др. Первый закон о принудительной стерилизации был принят в 1907 в штате Индиана (США). Стерилизация разрешалась по генетическим основаниям. Позднее подобные законы были приняты почти в тридцати штатах США. Всего в США до 2-й мировой войны было зарегистрировано около 50 000 случаев принудительной стерилизации. В то время многие американские штаты ввели законы, запрещающие межрасо­вые браки по евгеническим основаниям. Человек считался «негром», если у него было всего 1/32 «негритянской крови». Т. о., использовался более жесткий расовый критерий, чем тот, который применялся при определении «неарийского происхождения» в нацистской Германии, где «евреем» при­знавался человек, имеющий больше 1/4 «еврейской крови». Евгенические программы, включавшие методы насильствен­ной стерилизации, существовали также в Канаде и во многих западноевропейских странах.

Идеи евгеники оказали существенное влияние на формиро­вание фашистской расовой теории. Германские специалисты в области евгеники ввели понятие «генетическое здоровье» нации, а также разработали специализированную отрасль превентивной медицины — «расовую гигиену». В 1933 был принят «Закон о защите потомства от генетических заболе­ваний», применение которого до краха фашистской Германии привело к более чем 350 000 случаев насильственной стери­лизации. Генетическое консультирование в нацистской Гер­мании было обязательным условием для получения разре­шения на вступление в брак.

После 2-й мировой войны идеи и практика евгеники были надолго дискредитированы. Новая волна обсуждения про­блем евгеники (и связанных с ней опасений) зарождается и усиливается в связи с бурным прогрессом молекулярной ге­нетики в последние десятилетия, в частности, с возможнос­тями и перспективами обнаружения на стадии эмбриональ­ного развития и даже на предэмбриональных стадиях мно­жества генетически обусловленных заболеваний и дефектов. В последние годы евгеника как форма государственной по­литики развивается в Сингапуре. Она направлена на стиму­лирование плодовитости образованных женщин и ограниче­ние ее среди необразованных. Отдельные мероприятия евге­нического характера узаконены также в Японии и Китае. Евгенические исследования (нередко выступавшие как со­ставная часть социальной гигиены) активно развивались в СССР в 1920-х и в нач. 1930-х гг., в т. ч. такими крупными учеными, как Н. Кольцов и Ю. Филипченко. Однако в СССР евгеника так и не стала частью государственной поли­тики. Более того, в 1930-х гг. в ходе начавшегося идеологи­ческого давления на генетику она была фактически запре­щена. Тем не менее ряд идей евгеники (напр., организация кабинетов медико-генетической консультации) вошел в ар­сенал современной медицинской генетики. Особую остроту в евгенике приобрела проблема насиль­ственных мер и принуждения. Отнюдь не все евгеники были сторонниками таких мер. Так, британские евгеники пропа­гандировали идеи добровольных евгенических мероприятий. С точки зрения консервативных либералов действие может рассматриваться как свободное (т. е. не содержащее призна­ков принуждения) в том случае, если отсутствуют правовые или иные формальные (напр., административные) барьеры для его выбора и осуществления. В рамках социалистической традиции считается, что принуждение отсутствует тогда, ког­да человек практически имеет возможность согласиться или отказаться от осуществления определенного действия. В США и странах Западной Европы цели медицинской гене­тики ныне смещаются от обеспечения интересов популяции к более полному учету интересов и ценностей отдельных па­циентов и их семей. Возникает феномен, который Р. Райт на­звал «евгеникой домашнего изготовления». Вместе с тем об­щество должно ответственно использовать и контролировать социальные и экономические силы принуждения, которые могут существенно влиять на формально свободный личный выбор индивидов. Массовая «фабрикация» детей с генети­ческими качествами, добровольно избранными родителями, несет на себе печать не только личных предпочтений, но и давления определенных экономических и социальных фак­торов. Проблема для современного общества заключается в том, что эти факторы можно регулировать исходя из блага популяции, или, наоборот, ими можно манипулировать в корпоративных и групповых интересах.




 

Поиск по сайту

  • автоэмали харьков, автокраски доставка.