Евдор Александрийский


ЕВДОР Александрийский (сер. — 2-я пол. 1 в. до н. э.) — греческий философ, представитель среднего пла­тонизма. Слушал Антиоха Аскалонского (вероятно, в Алек­сандрии), но отказался от его стоической ориентации (кро­ме, вероятно, вопросов практической астрономии, где Евдор мог следовать ученику Посидония Диодору Александрий­скому — Achill. intr. in Arati phaenom., p. 30, 20 sqq., 40, 15 Maass). Сочинения не сохранились; по упоминаниям и цита­там известны доксографический компендий «Основные про­блемы философии», использованный Арием Дидимом и по­священный этическим и физическим проблемам; коммента­рий к «Тимею» Платона (Plut., De an. ргосг. 16, 1019 е sqq., сообщает, в частности, о толковании «Тимея» 35 Ь—с и о специальном внимании Евдора к числовым соотношениям при составлении смеси души); толкование отдельных мест из «Метафизики» Аристотеля (Alex. Aphrod. In Met., p. 59, 1 sqq. Hayduck); сочинение о принципах пифагорейского уче­ния; традиционное школьное рассуждение о разливах Нила (Страбон. «География» 17, 790) и др.

Признавая трехчастное деление философии, Евдор на пер­вое место ставил этику, считая целью нравственного совер­шенствования «посильное уподобление божеству» (изложе­ние у Стобея, Eel. eth. II42, 7 sqq.; 49, 8). Началом всего Ев­дор признавал единое, которое стоит над оппозицией мона­ды (= видов) и диады (= материи) и порождает ее (Simpl. In Phys. p. 181, 10 sqq. Diels). Толкуя «Тимея» в согласии с Ксе-нократом и Крантором (Plut. ibid. 3, 1013b), Евдор признавал мир сотворенным, но не во времени (такое — небукваль­ное — понимание демиургического акта в «Тимее» было при­нято последующими платониками и неоплатониками). В лице Евдора пифагорейски окрашенный платонизм впервые сознательно противопоставил себя не только академическо­му скепсису (что сделал уже Антиох из Аскалона), но и сто­ическому материализму, а также аристотелизму, метафизичес­кое и логическое учение которого принималось с большими оговорками, а учение о десяти категориях оспаривалось (Simpl. In Cat., p. 174, 14 sqq.; 256, 16 sqq. Kalbfleisch), — тен­денция, поддержанная Никостатом и Плотином.




 

Поиск по сайту