Евклид из Мегары


ЕВКЛИД из Мегары (ум. после 369 до н. э.) — греческий философ, последователь Сократа, основатель Meгарской школы. По преданию, именно к Евклиду приехали искать убежища афинские друзья Сократа (в т. ч. и Платон), устрашенные событиями, связанными с его казнью. Взгляды Евклида, по мнению античных доксографов, сформирова­лись под влиянием не только Сократа, но и Парменида: «су­ществует только одно благо, лишь называемое разными име­нами: иногда мудростью, иногда богом, а иногда умом и про­чими наименованиями, а противоположное благу он отри­цал, заявляя, что его не существует» (Diog. L. II 106). Вероятно, это было утвердившимся мнением древних, ибо и Цицерон причисляет Евклида к элейской традиции в фило­софии (Acad. Pr. 2.42.129). Монизм Евклида также выражал­ся в признании им одного бытия (Euseb. Рг. Ей. XIV 17, 1), одной добродетели (Diog. L. VII161). Евклид не допускал умозаключений по аналогии, к которым систематически прибегали Сократ и Платон: заключения по аналогии опира­ются или на сходное, или на несходное; если на сходное, то лучше обращаться к самому предмету, а если на несходное, то и сама аналогия неуместна (II107). Как все видные сокра-тики, Евклид писал сократические диалоги: «Ламприй», «Эс-хин», «Феникс», «Критон», «Алкивиад» и «О любви» (не со­хранились).

В историко-философской литературе нач. 20 в., зависимой от Ф. Шлейермахера и Э. Целлера, было принято считать, что у Евклида и мегариков было какое-то свое учение об идеях, очень напоминающее платоновское, и что именно мегарики были теми «друзьями идей», которые критикуются в платоновском «Софисте» (246b-с, 248а), однако после статьи Гиллеспи эта гипотеза историками философии была ос­тавлена.




 

Поиск по сайту