Евразийство


ЕВРАЗИЙСТВО — идейное и общественно-политическое движение в среде русской эмиграции, возникшее после вы­хода в августе 1921 в Софии сб. «Исход к Востоку» четырех авторов — лингвиста князя Н. С. Трубецкого, музыковеда П. П. Сувчинского, экономиста и географа П. Н. Савицкого и философа Г. В. Флоровского. Позднее к ним присоедини­лись литературный критик князь Д. П. Святополк-Мирский (в 1922), историк Г. В. Вернадский (в 1924), философ Л. П. Карсавин (в 1924), правовед Н. Н. Алексеев (в 1926) и ряд других молодых ученых, публицистов, студентов и бывших офицеров. Евразийские кружки возникли в Праге, Берлине, Париже, Брюсселе и других городах Европы. В 1927 оформи­лась политическая организация евразийцев. Евразийство явилось творческой реакцией русского нацио­нального сознания на русскую катастрофу. За политически­ми катаклизмами молодые ученые разглядели болезнетвор­ные процессы в русской и западноевропейской культуре. Коммунизм представлялся им как порождение секуляризи­рованной европейской культуры, а на русской почве — как крайнее выражение западничества. Его политическая победа лишь обнаруживала духовное убожество и предвещала неиз­бежный возврат эпохи веры. Сопротивление коммунизму бесперспективно, если не будет осознана опасность процесса европеизации России и необходимость самобытного пути ее развития.

Движение прошло через три этапа. Первый этап (1921— 23) — философское и культурологическое обоснование са­мобытности и антизападничества. Второй этап (1924—29) — переориентация деятельности под воздействием чекистской дезинформации на идеологическое обеспечение якобы воз­никшего в СССР подпольного евразийского движения, влия­тельного в армии и комсомоле; систематизация евразийской идеологии, ее упрощение ради доступности массам; составле­ние политических и социально-экономических программ мирного преобразования советского государства в государ­ство евразийско-идеократическое; затушевывание религиоз­ной проблематики и подчеркивание культурной и психоло­гической совместимости народов, населяющих СССР. Повы­шенный интерес к политическим и стихийно-психологи­ческим процессам в СССР стимулировал возникновение просоветских настроений в самом евразийстве. С появлением выражающей эти настроения газеты «Евразия» (1928—29) под редакцией Сувчинского, Карсавина, С. Эфрона и др. происходит «кламарский раскол» и моральная дискреди­тация евразийства в эмигрантском общественном мнении. Третий этап (1930—39) — медленное угасание и подведение итогов.

Уже при зарождении евразийства его авторы пытались согла­совать по крайней мере три различные мировоззренческие установки: натурализм Савицкого, культуроцентризм Тру­бецкого и христоцентризм Флоровского. Для возрождения России считалось необходимым восстановление прежних го­сударственных границ, опираясь на энергию раскрепощен­ной народной стихии, сохранение культурно-психологичес­кого единства народов Евразии, защита православия как пути творчества, ибо полагалось, что вызреванию масштабных творческих личностей в России в максимальной степени мо­жет способствовать только православная культура, сплавля­ющая воедино разум и веру и опирающаяся на традиции двух других евразийских культур (эллинистической и византийс­кой). Пока напряженное единство трех указанных установок сохранялось, евразийство оставалось живым и плодотвор­ным. Упрощение и систематизация евразийской идеологии привели к расколу и деградации движения. Отдельные евразийские идеи разделяли некоторые ученые и идеологи (Л. Н. Гумилев, А. Г Дугин и др.), но евразийство как оригинальный ансамбль мировоззренческих установок никогда больше не воспроизводилось.

Тэги:



 

Поиск по сайту